Для обеспечения гарантированной доступности дополнительного образования с конца 2018 года в рамках национального проекта «Образование» в регионах начала внедряться система персонифицированного финансирования дополнительного образования для детей посредством введения именных сертификатов. Во время анализа функционирования указанной системы в отдельных регионах России ФАС России неоднократно выявляла нарушения органов власти при распределении бюджетных средств, которые приводили к ограничению конкуренции в сфере дополнительного образования. Какие именно действия региональных и муниципальных властей заинтересовали ФАС России? Почему контроль за соблюдением условий добросовестной конкуренции особенно необходим, в том числе в сфере дополнительного образования? Кому и как могут помочь совместные рекомендации ФАС России и Минпросвещения РФ? Согласно пункту 6 паспорта Национального проекта «Образование» для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности разработана так называемая целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (далее – Целевая модель), мероприятия которой включают:
В рамках реализации мероприятия Целевой модели по внедрению Системы для семьи есть возможность подать заявку на получение именного сертификата, а затем выбрать для своего ребенка любые занятия в учреждениях детского дополнительного внешкольного образования, которые проводятся на территории определенного субъекта РФ. Оплата выбранных занятий будет осуществляться за счет бюджетных средств, гарантом которых является указанный сертификат. Основные требования к внедрению вышеописанной Системы в субъектах Российской Федерации прописаны в приказе Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». В частности, подпункт «д» пункта 4.3. Приказа предполагает равный доступ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на условиях отсутствия ограничения конкуренции к указанной системе финансирования. Таким образом, семья может выбрать государственное, частное учреждение или же индивидуального предпринимателя. В настоящее время регионы самостоятельно, но в рамках действующего законодательства РФ определяют подходы к внедрению и регулированию функционирования Системы.
Однако в ходе оперативных мониторингов в субъектах РФ антимонопольные органы выявляли ряд нарушений при распределении бюджетных средств на функционирование Системы в регионах. Так, было установлено, что некоторые нормативно-правовые акты субъектов или муниципальных образований ограничивают право на участие в Системе организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, что нарушает положения статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также идёт в разрез с Национальным планом развития конкуренции, из-за необеспечения равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации. Для недопущения ограничения конкуренции в сфере дополнительного образования детей ФАС России совместно с Минпросвещения России подготовлен документ с рекомендациями по внедрению Системы на территории субъектов РФ. В письме указано прежде всего на необходимость обеспечения информационной открытости и общедоступности информации о порядке формирования перечней исполнителей образовательных услуг, реализующих дополнительные образовательные программы, и реализации сертификатов.
Также при обращении региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления территориальные управления ФАС России обязаны проводить анализ реализуемых и внедряемых в субъектах РФ нормативных правовых актов в рамках Системы на их соответствие антимонопольному законодательству и при необходимости оказывать консультативную помощь по указанному вопросу. Кроме того, в указанных рекомендациях даются четкие указания органам власти субъектов «как делать нельзя» при подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих реализацию Системы. 1. Не допускается наделение оператора Системы (хозяйствующего субъекта) контрольно-распорядительными функциями. Такие действия органов власти по наделению указанными функциями хозяйствующего субъекта, имеющего право оказывать услуги дополнительного образования, и который получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, признаются нарушившими часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Однако, подведомственные организации могут выполнять функции вспомогательного (технического) характера: ведение соответствующих реестров хозяйствующих субъектов; внесение данных в базы данных программы финансирования дополнительного образования детей; поддержание (актуализация) соответствующих баз данных иные действия вспомогательного (технического) характера, осуществляемые на основании решений, принимаемых компетентным органом власти. Делегирование указанных функций возможно исключительно при наличии порядка исполнения таких функций, регламентированного обязательными для исполнения, а не рекомендательными актами органа власти. 2. Принцип финансирования программ дополнительного образования детей по сертификатам должен быть нормативно закреплен и единым для всех организаций. Также не должны устанавливаться различные размеры сертификатов на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в рамках Системы, в зависимости от организационно-правовой формы поставщика образовательных услуг. Соблюдение данных требований обеспечит отсутствие преференции для отдельных учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования, и предоставление равного доступа к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг. К примеру, если Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее — Правила) установлено, что для муниципалитетов Правила носят рекомендательный характер, то это может привести к установлению различной нормативной стоимости для исполнителей услуг в зависимости от муниципального образования, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
3. Не допускается установление не предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами требований к дополнительным образовательным программам для включения в реестр сертифицированных программ. Также не должны устанавливаться различные требований к частным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям по отношению к государственным (муниципальным) образовательным организациям при предоставлении им субсидии, в том числе установление ограничений на количество детей, принимаемых на обучение по дополнительным общеобразовательным программам по сертификатам; Единственным требованием, предъявляемым к исполнителям образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования, является осуществление ими образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования. Таким образом, требования к программе, например, относительно количества часов, детей в группе, нормативной стоимости являются излишними и содержат признаки нарушения пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
4. Различный подход к расчету размера финансового обеспечения частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные программы для детей по отношению к государственным (муниципальным) поставщикам образовательных услуг. При установлении различных типов финансирования для государственных (муниципальных) организаций и иных негосударственных поставщиков образовательных услуг содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей. Разъяснения в Письме носят рекомендательный характер, вместе с тем их несоблюдение безусловно приведет к ограничению конкуренции, а значит будут приняты соответствующие меры антимонопольным органом в отношении региональных и муниципальных органов власти. Важно отметить, что указанные рекомендации будут полезны не только для органов государственной власти, но и для образовательных учреждений, чьи права и интересы могут быть нарушены вследствие действий (бездействия) органов власти по ограничению конкуренции в сфере дополнительного образования. Папикян Юлия Александровна |